Русская поместная церковь. Поместные православные церкви. В. у. Румынской Церкви

Квазиденоминация
Китайского происхождения

Организация также известна под названием "Местная церковь " или просто "Церковь" с обозначением города ее пребывания: "Церковь в Москве ", "Церковь в Петербурге ", "Церковь в Гонконге " и т. п. При этом в английском варианте в названии имеется определенный артикль: например, "The Church in Moscow ", что подчеркивает исключительный характер этой церкви. Более точно это название можно перевести как "Единственная Церковь в Москве". Последнее время в России организация все чаще фигурирует под именем "Церковь домашних собраний ".

I. Основные данные

1. Основатель: Ни Тошэн (1903 – 1972). Его имя переводят как Уочман Ни, то есть "Сторож Ни". Он также известен как Ни Шуцзу или Генри Ни.

Ни Тошэн родился в 1903 г. на юге Китая в семье методистов, однако сам он принял крещение только в 1920 г. Ни учился в нескольких миссионерских школах, где разочаровался в христианстве и даже на какое-то время отошел от него. Однако под влиянием китайской евангелистки Доры Юй он вернулся к вере и поступил учиться в Библейский колледж, который она возглавляла. Там на него произвело большое впечатление общение с китайскими евангелистами, которые проповедовали создание отдельной, независимой от империалистов китайской церкви. Они критиковали западных протестантов, обвиняя их в фарисействе и в том, что они придерживаются мертвых форм, изменяют живому духу христианства. Уже в 1922 г. Ни Тошэн порвал со всеми группами и начал самостоятельно проповедовать Евангелие в Шанхае и его окрестностях. В 1927 г. он собрал группу единомышленников, основав общину со временем получившую название "Место собрания христиан", а затем – "Церковь зала собраний". Уочман Ни много путешествовал по Китаю, активно проповедуя и создавая новые общины. Он обличал "традиционализм" различных христианских общин и деноминаций, настаивая на том, что необходимо преодолевать излишнюю привязанность к ритуалам (в чем обвинял протестантов), и учил, что христиане должны объединяться по месту жительства под руководством старейшин, которые не имеют статуса пасторов.

Значительное влияние на Уочмана Ни оказали идеи "Плимутского братства", основанного в Англии в 1831 г. и с начала ХХ века активно занимавшегося миссионерской деятельностью в Китае. Члены "Плимутского братства" регулярно проводили домашние молитвенные собрания, особое внимание уделяя пророчествам и подготовке к Страшному Суду, который они вскоре ожидали. Поведение членов этого братства жестко регламентировалось, им категорически запрещалось общение с членами других деноминаций. Уочман Ни активно сотрудничал с лондонским отделением братства, изучал методы проповеди, богословские идеи его главы и даже сумел получить финансовую поддержку. Однако в конце 30-х годов он порвал и с ними, поскольку желал полной самостоятельности и стремился к созданию свободной от иностранных влияний церкви. Однако от "Плимутского братства" у Ни Тошэна остались некоторые богословские идеи и сборник религиозных песнопений "Гимны малого стада".

В 1939 г. Ни Тошэн отошел от религиозной деятельности и занялся бизнесом, основав вместе с братом в захваченном японцами Шанхае фармацевтическую фабрику, которая вскоре стала приносить солидный доход. Управление общиной он передал своему ученику Ли Чаншоу, известному под именем Уитнесс Ли. В 1947 г. Уочман Ни посетил Тайвань, где основал еще одну фабрику по производству лекарств, а также купил землю и основал школу проповедников. Сам Ни Тошэн не успел уехать на Тайвань, он был арестован коммунистами и получил 15 лет лагерей. После начала культурной революции срок продлили. Он пробыл в заключении в общей сложности 20 лет и скончался 1 июня 1972 г. в одном из исправительных лагерей. Его творческое наследие весьма обширно – неполное собрание сочинений составляет 20 томов.

2. Время основания:

3. Место основания:

4. Регион распространения:

В настоящее время "Поместная Церковь" распространилась по всему миру. Наибольшее число последователей в США, Гонконге и на Тайване. В феврале 1998 г. на сайте "Поместной Церкви" в Интернете указывалось, что она действует в 169 городах в России, на Украине, в Белоруссии, Армении, Латвии и Литве. По заявлению "Поместной Церкви", в 1996 г., в России у нее было около 2000 полноправных членов, однако влияние этой организации значительно выше, поскольку книги Уочмана Ни и Уитнесса Ли, а также журнал "Поток" печатаются миллионными тиражами и распространяются повсеместно. Это обеспечивает "Поместной Церкви" большое число "сочувствующих".

5. Местонахождение руководящего центра:

штат Калифорния, США

6. Организационная структура:

"Поместная церковь" имеет жесткую иерархическую структуру. Жизнь всех членов общины строго контролируется руководством.

Члены "Поместной Церкви" делятся на первичные общины – "семьи", каждая из которых трижды в неделю проводит молитвенные собрания. Четыре семьи составляли группу. По мере роста числа верующих семьи разделяются на ячейки по 15 человек, в каждую из которых входят двое ответственных за посещаемость собраний.

7. Базовая литература:

Книги Уочмана Ни и Уитнесса Ли

У "Поместной Церкви" есть издательство под названием "Живой поток" ("Living Stream"). Однако формально в структуру церкви оно не входит, являясь отдельным независимым издательством (что всячески подчеркивается). В то же время, все сотрудники издательства являются членами "Поместной Церкви" и вся выпускающаяся литература имеет к этой церкви самое непосредственное отношение.

Издательство "Живой поток" выпустило собственный перевод Библии с английского на русский, украинский и армянский языки (так называемая "Версия восстановления" или "Восстановительный перевод"). Издания "Живого Потока" особенно популярны среди баптистов и пятидесятников.

8. Периодические издания:

  • Журнал "Поток"

9. Другие средства массовой информации:

Данных нет

10. Учебные заведения:

В деле подготовки миссионеров "Поместной Церкви" очень важна ежегодная конференция в Лос-Анджелесе. Конференция обычно длится неделю, а потом четыре недели идет семинар, на котором готовят проповедников. До своей смерти 9 июня 1997 г. подготовкой миссионеров занимался лично Уитнесс Ли.

II. Учение

1. Истоки учения:

протестантизм

2. Краткое изложение учения:

Учение "Поместной Церкви" в целом мало отличается от протестантского, однако его особенностью является безоговорочное следование трактовкам Уочмана Ни и Уитнесса Ли, которые порой характеризуются совершенной богословской безграмотностью или даже содержат откровенно неортодоксальные идеи.

Уитнесс Ли считал, что его действиями непосредственно руководит Сам Бог и требовал от последователей безоговорочного подчинения. Это четко прослеживается в его проповедях: "Позвольте мне сообщить вам секрет моего идеального совершенства в качестве мощного столпа для действий Господа. Братья типа Бенсона Филипса и Джона Со движутся к совершенству потому, что у них совершенно нет собственных идей. Недавно брат Бенсон мощно заявил, что единственное, что он знает, – это следовать служению брата Ли. Когда Джон Со остановился с нами в Лос-Анджелесе, он не знал ничего, кроме впитывания каждой детали этого служения..." Уитнесс Ли также заявлял: "Не ду майте, что это мое учение, это откровение Господа". Следовательно, "Поместная Церковь" имеет чистое неискаженное христианское учение, базирующееся непосредственно на Откровении от Бога.

Все остальные христианские общины в "Поместной Церкви" принято называть "деноминациями". Это слово имеет негативный оттенок и противопоставляется понятию "церковь", которое применяется только к самой "Поместной Церкви". Обычно утверждается, что обратиться к Богу человек может и в "деноминациях", но полностью прийти к Нему – только в "Поместной Церкви". В других деноминациях тоже есть истинные христиане, но они не знают, что они истинные христиане. К тому же, истинные христиане пребывают там как бы временно, потому что, узнав о существовании "Поместной Церкви", они сразу переходят туда. А если не переходят, значит, они не истинные христиане. Считается, что люди, которые находятся в "деноминациях", слепы. Естественно, что каждый христианин, который обретает зрение, не может более находиться там и вступает в "Поместную Церковь": "лишь слепая овца может оставаться в загоне. Как только у нее открываются глаза, она перепрыгивает через забор и бежит к пастбищу, на зеленую травку, к теплому солнышку, на свежий воздух".

При этом, отношение к "деноминациям" отнюдь нельзя назвать миролюбивым. "Что такое великий Вавилон? Это смесь из христианства. Великий Вавилон – это блудница-мать со множеством блудниц-дочерей. Римско-Католическая Церковь – это мать, а все деноминации – это ее дочери". И далее: "Мы просто отказываемся от религии, мы отказываемся от христианства. В ранние дни своего существования Церковь должна была отказаться от иудаизма. Сегодня мы отказываемся от христианства".

Католическую Церковь Уитнесс Ли объявляет "апокалиптической Иезавелью" из церкви Фиатирской, которая называет себя пророческой и вводит в заблуждение детей Божиих (Откр. 2, 20 – 23). Протестантов он сравнивает с Сардийской церковью, о которой апостол Иоанн говорит: "Ты носишь имя, будто жив, но ты мертв" (Откр. 3, 1). Плимутское братство – это Лаодикийская церковь: "Ты ни холоден, ни горяч" (Откр. 3, 15 – 16).

Уитнесс Ли утверждает, что подлинное учение Христа было утрачено примерно с 60 года по Р. Х., а к концу II в. в Церкви не осталось практически ни капли истины, сама же Церковь стала "Вавилонской блудницей". Таким образом, к началу Реформации XVI в. на Земле стояла кромешная тьма. Он пишет: "Но через краткое время после завершения Нового Завета Церковь начала терять все важные вещи, которые можно найти в Библии. И в конце концов к XV в. все было потеряно. Люди знали лишь совсем немножко от Бога". Уитнесс Ли считает, что Мартином Лютером, графом Цинцендорфом, Моравскими братьями, Джоном Уэсли, методистами и Плимутским братством были сделаны некоторые шаги по направлению к восстановлению истинной Церкви. Затем на смену им пришли протестантские фундаменталисты, пятидесятники и евангелисты, но истинной "возрожденной церковью" является только община Уитнесса Ли.

Учения других христианских общин проверяются членами "Поместной Церкви" на истинность следующим образом: если учение расходится с доктриной Уитнесса Ли, – оно считается ошибочным.

Однако в действительности среди высказываний Уитнесса Ли есть богословские утверждения, которые, с точки зрения исторического христианства, являются откровенно еретическими. Так, одним из основных элементов его учения является концепция "смешивания" ("mingling" или "blending"). Согласно учению Уитнесса Ли, Бог сотворил человека, чтобы "смешаться" с ним в вечности. Тогда Бог перестает быть просто Богом и делается Богочеловеком (Христос является примером такого "смешения"). Человек также перестает быть просто человеком и делается человекобогом. Таким образом, цель существования человека – смешаться с Богом. Согласно Уитнессу Ли, в конце времен человек и Бог сделаются единым целым; человек восполнит Бога, а Бог восполнит человека. Человек был сотворен нейтральным по отношению к Богу и к сатане. Намерение Бога было в том, чтобы нейтральный невинный человек принял в себя Бога и смешался, слился с Ним. Однако, человек согрешил и принял в свое тело сатану, смешался с ним, сам частично сделавшись сатаной. В физическом плане это привело к тому, что тело – это сатана в прямом смысле, душа заключена внутри тела, значит, она тоже не имеет доступа к Богу и полностью отождествляется с сатаной. "Наша падшая душа, наше внутреннее "я" – это и есть сам диавол, который в нас живет" – пишет Уитнесс Ли. Таким образом, злом провозглашается не грех (бунт против Бога), а сама человеческая идентичность (На эти взгляды Уитнесса Ли, несомненно, повлияло его восточное происхождение).

Объясняя термин "смешивание", Уитнесс Ли подчеркивает, что это полное слияние: "это как чай и вода – если вы подливаете чайную заварку в воду, то это делается единой "чайной водой", в которой чай и вода уже неразделимы. До такой же степени наши тело и душа смешаны с сатаной, дух же наш умер после падения". Однако у Бога есть Свой план спасения, который состоит в том же смешивании или слиянии. Христос стал первым человеком, который полностью смешался с Богом и в таком состоянии явился нам, чтобы оживить наш дух и чтобы через дух мы тоже могли смешиваться с Богом.
По утверждению Уитнесса Ли, если человек является истинным христианином (то есть принадлежит к "Поместной Церкви"), его дух, который был мертв, оживает и смешивается со Христом. Таким образом, он делается в полном смысле единым с Богом, становится Богочеловеком. Уитнесс Ли говорит, что поскольку Христос – Богочеловек, то мы, приходя в Его Церковь ("Поместную"), тоже становимся "боголюдьми". "Мы можем различаться числом, но по природе мы с Ним абсолютно то же самое" – пишет он. Смешивание происходит постепенно. День за днем христианин впитывает Слово Божие ("ест и пьет Христа"), постепенно смешиваясь с Ним. Кроме того, всем верующим необходимо постоянно "смешиваться" друг с другом, чтобы в конце концов превратиться в единое, неразделимое тело. Тогда в единое тело может войти Святой Дух.

Несомненно, такое учение о человеческой природе и о спасении значительно отличается от общехристианского. Ни в одной из конфессий христиане обычно не считают себя "боголюдьми" и не воспринимают спасение как "смешение с Богом" или "растворение" в Нем. Такое понимание спасения характерно, скорее, для восточных религий. Единство Церкви также не предполагает формирования из верующих однородной безликой массы.

Тема "смешивания" переходит в учении Уитнесса Ли и на христологию, порождая совершенно неортодоксальные утверждения. Так, в "Поместной Церкви" считается что божественная и человеческая природы во Христе до такой степени смешаны, что в Нем остается лишь природа Богочеловеческая. Уитнесс Ли заявляет: "Его человеческая природа добавилась к божественной природе, и две природы, которые раньше были разделены, стали одной". Такое учение явно противоречит христианскому, согласно которому, "Христос познаваем в двух природах неслитно, непревращенно, неразделимо, неразлучимо" (Халкидонский Собор).

Учение "Поместной Церкви" о Пресвятой Троице следует древней ереси монархианства, точнее, ее разновидности – модализму (учению о том, что Ипостаси Троицы – это только "образы" или "модусы" единого Бога. Уитнесс Ли объясняет Троицу так: "Есть просто люди, а есть люди с большой целью. Вот есть такой человек с большой целью, он просыпается у себя дома. К нему подходят его дети – он для них отец. Потом он идет в университет, и там он – профессор. Потом он идет в больницу – и там он врач. Так кто же он – отец он, или он врач, или он профессор? Так же и Бог – нату ра с очень большой целью. Поэтому Он может быть Отцом, Сыном и Святым Духом". "Бог во Христе прошел через длинный процесс – процесс воплощения, распятия, воскресения и вознесения. Тот самый Бог из первой главы Бытия прошел такой процесс... Сегодня, после приготовления, сам Христос является Духом животворящим... Этот Христос, после своего приготовления, теперь является животворящим Духом". Таким образом, согласно Уитнессу Ли, Бог-Отец Сам был распят на Кресте (ересь патрипассианства). Подобное богословие чуждо не только традиционным христианским Церквам, но и протестантизму.

Порой, богословские высказывания Уитнесса Ли заходят еще дальше: "Как Бог, Он Отец, Он Сын, Он Дух, Он Господь, Он Христос. И Он все другие предметы: Он свет, Он жизнь, Он воздух, вода, еда, одежда, место жительства". Бог, согласно Уитнессу Ли, – это также и Церковь (имеется в виду "истинная", т. е. "Поместная Церковь"). Она добавляется к Троице в качестве четвертой Ипостаси: "Теперь Они четыре в Одном – это Отец, Сын, Дух и Тело, то есть церковь". Судя по всему, это утверждение призвано показать божественную сущность "Поместной Церкви" и, тем самым, еще более укрепить верность и послушание ей со стороны последователей.

Примеры, приводимые Уитнессом Ли для объяснения Троицы, не без оснований воспринимаются многими как крайне примитивные и кощунственные. Он пишет:
"Покупая арбуз, вы предполагаете съесть его, а желудок займется перевариванием. Другими словами, вы предполагаете усвоить этот арбуз. Как это можно сделать? Сначала вы покупаете целый арбуз; потом режете его ломтями; затем, прежде чем арбуз попадает к вам в желудок, жуете его, пока он не превратится в кашицу. (...) Я думаю, что это прекрасный пример Троицы. Обычно арбузы больше нашего желудка. Как можно проглотить большой арбуз, когда рот у нас маленький, а горло узкое? Прежде чем арбуз сможет принять размеры, удобные для еды, его нужно разрезать на ломти. Затем при еде он превращается в кашицу. (...) Бог-Отец сопоставим с целым арбузом; Сын – с ломтями; наконец, Дух – с кашицей"...

Кроме того, Св. Дух – это "...всеизлечивающая поливитаминная таблетка. Достаточно одной таблетки, чтобы разрешить ваши нужды. Представьте себе только, какая это таблетка! <...> Излечение – в этой таблетке. Одна доза Святого Духа избавит тебя ото всех неприятностей" и т. п.

Такое примитивное понимание христианского учения явно выдает в Уитнессе Ли человека, совершенно невежественного в вопросах богословия и, по сути, слабо разбирающегося в христианстве.

ПРИМЕЧАНИЕ:

Сами члены "Поместной церкви" считают себя "внеденоминационными протестантами", однако абсолютное большинство протестантов их таковыми не признает. Некоторые православные исследователи, например, Александр Дворкин, вообще не относят "Поместную Церковь" к христианским общинам, считая, что эта организация – "основанная на восточном пантеизме и древних ересях тоталитарная секта с элементами оккультизма и четко разработанными методами контролирования сознания своих адептов". К подобному мнению склоняются и сотрудники Санкт-Петербургского "Центра Апологетических исследований", относящие "Поместную Церковь" к разряду "культов".

1. Основные этапы истории

"Поместная Церковь" ведет свое происхождение от "Церкви зала собраний", основанной в Китае в 1920-х годах. В это время под влиянием антизападных настроений часть китайских протестантов порвала с иностранными руководителями миссий, при этом не отказываясь от самого протестантизма. Возникло течение сторонников "национальной церкви, свободной от империалистического влияния". Одним из искателей новых церковных форм стал Ни Тошэн, который в 1922 году порвал со всеми протестантскими группами и начал самостоятельно проповедовать Евангелие. В 1927 г. он основал общину под названием "Место собрания христиан", позднее переименованную в "Церковь зала собраний". В 1938 г. "Церковь зала собраний" имела уже много отделений в провинциях Китая. В ней было 128 постоянных сотрудников, которые назывались апостолами и путешествовали от общины к общине, регулируя духовную жизнь верующих.

В 1939 г. Ни Тошэн отошел от управления своей церковью, передав его своему ученику Ли Чаншоу, известному как Уитнесс Ли или "Свидетель Ли" (1905 – 1997). Уитнесс Ли стал подлинным вдохновителем и идеологом организации. Если Уочман Ни был динамичным проповедником, то Уитнесс Ли оказался способным организатором. Его авторитет был поистине непререкаем. Каждое его слово стенографировалось и немедленно публиковалось, несмотря на многочисленные ошибки и неточности (порой объясняющиеся плохим знанием английского языка).

Ли Чаншоу родился в северной китайской провинции Шаньдунь. Он происходил из семьи китайских баптистов. В 1925 г. Ли принял крещение и стал прихожанином одной из независимых китайских церквей, которая так и называлась "Китайская независимая церковь". Он поддерживал связи и с миссионерами "Плимутского братства". Переломным моментом в его жизни стало знакомство с Уочманом Ни, чьи слова о том, что не следует осуждать пятидесятников за впадение в транс на молитвенных собраниях, ибо пути к Богу многообразны, произвели на него сильнейшее впечатление. Несколько лет Ли проповедовал на севере Китая, разработав свою методику миссионерской работы. Он организовывал маленькие общины из представителей самых разных профессий, что давало им возможность самообеспечения. Потом эти общины переселялись в районы, где совсем не было христиан, и начинали там миссионерскую деятельность. Однако из-за вмешательства японских оккупационных властей этот проект провалился. В 1943 г. Ли Чаншоу был арестован и попал в японскую тюрьму. После освобождения Китая он вновь приступил к миссионерской деятельности. Именно ему пришлось восстанавливать после войны разрушенную структуру "Церкви зала собраний". Он разделил верующих на первичные общины – "семьи", каждая из которых трижды в неделю проводила молитвенные собрания. Четыре семьи составляли группу. По мере роста количества прихожан семьи разделяли на ячейки по 15 человек, в каждую из которых входили двое ответственных за посещаемость. Постепенно регламентация поведения стала ужесточаться: на всех верующих были заведены личные дела и был окончательно закреплен принцип: "ничего нельзя делать, не спросясь у руководства".

К моменту прихода коммунистов к власти в Китае община уже обладала значительными средствами, которые использовались на приобретение земли и строительство молельных домов. Источником дохода была, в частности, фирма Уочмана Ни, которая была передана в собственность церкви, а также добровольные вклады верующих. К 1949 г. "Церковь зала собраний" имела на территории Китая 600 общин и 70 000 членов.

В том же году Уитнесс Ли переселился с семьей на Тайвань, где Уочман Ни имел свою фабрику и школу проповедников. Там было основано издательство "Тайванская комната евангельской книги" и сеть общин, которая всего через пять лет насчитывала уже 20 000 прихожан.

В 1962 г. Уитнесс Ли объявил, что Бог призывает его переехать в США. Он основал "Церковь в Лос-Анджелесе", и вскоре многие его приверженцы с Тайваня последовали за ним. Община стала быстро пополняться американскими членами, и новые собрания стали возникать по всей стране. В 1965 г. был основан "Живой Поток", ставший издательским филиалом движения. В Лос-Анджелесе стали проводится ежегодные конференции. На первой такой конференции, проведенной в 1962 г., присутствовало 70 человек. В 1964 г. число участников конференции выросло до 132 человек из различных городов США и даже из других стран. В 1969 г. собралось 462 человека со всех концов США и из целого ряда зарубежных стран, в том числе Бразилии, Канады и Дании. В 1970 г. было уже 1300 чел овек, а зарубежные гости приехали из таких далеких стран, как Таиланд, Сингапур и Малайзия.

2. Современная деятельность

Члены "поместной Церкви" активно проповедуют в метро и на улицах. Стиль их миссионерской деятельности практически не отличается от стиля работы "Церкви Христа". Отличить миссионеров этих двух течений весьма непросто. Однако подошедшие к вам члены "Церкви Христа" на вопрос: "Вы из Церкви Христа?", скорее всего, ответят утвердительно. Миссионеры из "Поместной церкви" в большинстве случаев скажут, что они "просто христиане". Члены "Поместной Церкви" посвящают миссионерской деятельности практически все свободное время. Это является обязательным условием пребывания в организации. Уитнесс Ли учил последователей: "Нам всем нужно посвящать больше времени завязыванию контактов с людьми. Один вечер в неделю должен использоваться для ваших личных дел, три вечера – для церковных собраний и три остающихся вечера – для завязывания контактов с людьми. Помимо этих трех вечеров, я надеюсь, что вы будете использовать каждый из своих обеденных перерывов для этой же цели".

Уитнесс Ли пишет: "...Церковь должна быть вашим единственным интересом. Что является вашим интересом сегодня: учеба? бизнес? семья? Мой единственный интерес – это церковь. Мы все должны стать такими "алкоголиками" ради церкви". Все личное полностью подавляется. Зачастую последователи "Поместной Церкви" одинаково одеваются, одинаково подстрижены и говорят с одинаковыми интонациями. Показателен рассказ Уитнесса Ли о том, как он покупал себе ботинки. Куда бы он ни заходил, всюду продавались слишком модные ботинки, а ему были нужны немодные, "чтобы не превозноситься". Разумеется, этот рассказ воспринимается как прямое руководство к действию, поэтому члены "Поместной Церкви" стараются не покупать ботинки, которые могут быть сочтены модными. Они одеваются весьма скромно, но галстук и белая рубашка обязательны. В этом, несомненно, проявляется групповое (характерное для китайцев и других азиатских народов) сознание: доминирует стремление не выделяться из группы, быть "как другие".

Этот же принцип господствует и на молитвенных собраниях "Поместной Церкви", которые обычно проходят в школах или в арендованных кинозалах. Во время совместной молитвы собравшиеся громко нараспев повторяют: "О Господь Иисус!", постепенно доходя до всеобщего исступления. Уитнесс Ли утверждает, что если произносить эти слова определенным образом, то будешь находиться "в Духе". В состоянии коллективного религиозного экстаза, достигаемого такой "молитвой" сам смысл выкрикиваемых слов значит несравнимо меньше, чем возникающая эмоциональная атмосфера. Слова, в принципе, могут быть любыми. Характерно, что для вхождения в состояние "пребывания в Духе" рекомендуется "отключить ум" или "выйти за пределы своего ума".

Другой распространенный способ совместной молитвы в "Поместной Церкви" называется "молитвочтением". Метод был разработан Уитнессом Ли, который впервые применил его на Тайване в конце 50-х гг. Заключается он в следующем: В определенный момент молитвенного собрания встает кто-то из присутствующих и говорит, например: "Братья, читаем Послание к Галатам, 2, 19". Все раскрывают Библию и читают: "Я распят с Господом". Потом тот, кто читал, повторяет: "Я! Я! Господь сказал: Я! Братья, Господь сказал мне: Я! Аллилуйя!" (Все кричат: "Аллилуйя!"). Потом каждый начинает выкрикивать: "Господь сказал: Я! Аминь! Сам Господь сказал: Я! Ух, Сам Господь сказал: Я! Братья, Господь сказал: Я распят! Аминь! Распят, сказал Господь! Господь сказал: распят Я! Аллилуйя, братья!" и т. д. Этим также достигается состояние всеобщего транса. Присутствующие начинают раскачиваться, кричать, махать руками и т. п.

Практика "молитвочтения" обосновывается цитатой из 2 Тим 3, 16, где говорится, что все Писание богодухновенно. На основании этого Уитнесс Ли заявляет, что Писание – это Дух Бога. Следовательно, Писание – это Сам Бог или Сам Христос. Он пишет: "С этого момента мы должны считать Библию самой сущностью Бога, а не откровением Бога". "Из Библии очевидно, что Слово Христово ни капли не меньше, чем Сам Христос". "Когда мы занимаемся молитвочтением, мы духовно едим и пьем сущность Христову". Уитнесс Ли утверждает, что каждое слово Писания нужно читать при помощи "молитвочтения", тогда вы будете наполнены Словом, которое есть Сам Господь. При этом, рекомендуется не слушать слова, но наслаждаться Самим Богом через слово. Главное – все воспринимать "духом", а не разумом. "Мы истинно наслаждаемся совместным молитвочтением Слова на наших собраниях. Оно намного лучше, чем проповедь или учение, потому что в него включается дыхание. Когда мы молитвочитаем Слово, мы просто дышим вовнутрь себя Иисуса... Мы собираемся не для того, чтобы получить немного учения, но чтобы на нас подышал Господь Иисус, принять в себя Господа Иисуса через дыхание". Таким образом, библейские тексты, как правило, воспринимаются последователями "Поместной Церкви" исключительно на эмоциональном уровне, в то время как их подлинный смысл зачастую остается неясным.

IV. Ответвления

Данных нет

V. Библиография

  1. Дворкин А. Л. "Сектоведение. Тоталитарные секты: опыт систематического исследования", Изд-во братства святого Александра Невского, Нижний Новгород, 2000.

Православие (в переводе с греческого слова «ортодоксия») образовалось в виде восточной ветви христианства после того, как в начале V века произошло разделение могущественной Римской империи на две части - Восточную и Западную. До конца эта ветвь оформилась после раскола церквей на православную и католическую в 1054 году. Образование разного рода религиозных организаций практически напрямую связано с политической и социальной жизнью общества. Православные церкви стали распространяться в основном на Ближнем Востоке и в Восточной Европе.

Особенности веры

В основу православия положены Библия и Священное предание. Последнее предусматривает принятые законы Вселенских и которых за всё время было только семь, а также труды святых отцов церкви и канонических богословов. Чтобы понять особенности веры, нужно изучить её истоки. Известно, что на первых 325 и 381 гг. был принят Символ веры, в котором кратко излагалась вся сущность христианского вероучения. Все эти основные положения православные церкви назвали вечными, неизменными, непостижимыми для разума обычного человека и сообщёнными Самим Господом. Сохранение их в неприкосновенности и стало главной обязанностью религиозных деятелей.

Православные церкви

Личное спасение души человеческой зависит от выполнения обрядового предписания Церкви, таким образом, происходит приобщение к Божественной благодати, подаваемой посредством таинств: священства, миропомазания, крещения в младенчестве, покаяния, причастия, венчания, елеосвящения и т. д.

Православные церкви проводят все эти таинства в богослужениях и молитвах, они также большое значение придают религиозным праздникам и постам, учат соблюдению заповедей Божьих, которые дал Моисею сам Господь, и выполнению его заветов, описанных в Евангелии.

Основное содержание православия заключается в любви к ближнему, в милосердии и сострадании, в отказе сопротивления злу насилием, что, в общем, составляет понятные общечеловеческие нормы жизни. Ставится акцент и на перенесении безропотного страдания, посланного Господом, для того, чтобы очиститься от греха, пройти испытание и укрепить веру. На особом почитании у Бога святые православной церкви: страдальцы, нищие, блаженные, юродивые, отшельники и пустынники.

Организация и роль православной церкви

Единого главы в церкви или духовного центра в православии нет. Согласно религиозной истории, есть 15 автокефальных самостоятельных в своём управлении церквей, из которых 9 имеют во главе патриархов, а остальные - митрополитов и архиепископов. Кроме этого, существуют и автономные церкви, независимые от автокефалии по системе внутреннего управления. В свою очередь, делятся на епархии, викариатства, благочиния и приходы.

Патриархи и митрополиты руководят жизнью церкви вместе с Синодом (при патриархии коллегиальный орган из высших церковных лиц), и избираются они пожизненно на Поместных соборах.

Управление

Православным церквям свойственен иерархический принцип управления. Всё духовенство делится на низшее, среднее, высшее, чёрное (монашество) и белое (остальные). Каноническое достоинство этих православных церквей имеет свой официальный перечень.

Православные церкви делятся на вселенское (мировое) православие, куда входят четыре самых древних патриархата: Константинопольский, Александрийский, Антиохийский и Иерусалимский, и на новообразованные поместные церкви: Русская, Грузинская, Сербская, Румынская, Болгарская, Кипрская, Элладская, Афинская, Польская, Чешская и Словацкая, Американская.

Сегодня существуют также и автономные церкви: у Московского патриархата - Японская и Китайская, у Иерусалимского - Синайская, у Константинопольского - Финская, Эстонская, Критская и прочие другие, не признанные мировым православием юрисдикции, которые считаются неканоническими.

История русского православия

После крещения в 988 году Киевской Руси князем Владимиром, образованная Русская православная церковь долгое время относилась к Константинопольскому патриархату и была его митрополией. Он назначал митрополитов из греков, но в 1051 году во главе РПЦ встал русский Перед падением Византии в 1448 году РПЦ получила независимость от Во встал московский а в впервые на Руси появился свой патриарх Иов.

Московская епархия РПЦ (её ещё называют Московская православная церковь) была создана в 1325 году, сегодня она насчитывает более полутора тысяч храмов. К монастырям и приходам епархии принадлежат 268 часовен. Многочисленные округа епархии объединены в 1153 прихода и 24 монастыря. В епархии, кроме этого, есть три единоверческих прихода, полностью подчинённые архиерею Московской епархии РПЦ митрополиту Крутицкому и Коломенскому Ювиналию.

Не будет преувеличением сказать, что практически каждый украинец, вне зависимости от своих религиозных убеждений, знаком с термином «Поместная Церковь». Он регулярно слышит о необходимости ее создания от президента Украины, спикера Верховной Рады, депутатов, многочисленных экспертов и, конечно же, представителей УПЦ КП.

Депутаты даже написали Константинопольскому патриарху письмо, где просили отобрать УПЦ у Москвы, объединить ее с Киевским патриархатом и взять под свое крыло.

Дворника Маркияна смело можно было назвать среднестатистическим украинцем. В свободное от работы (на вверенном ему участке проспекта Степана Бандеры) время, он внимательно наблюдает за политической ситуацией внутри страны и за ее пределами, а также отслеживает последние инициативы руководства державы.

Одна из них, посвященная церковному вопросу, вызвала у Маркияна устойчивое ощущение, что Поместная Церковь, (наряду с безвизовым режимом) - нечто ему абсолютно необходимое. Более того, если Маркиян считает себя патриотом (а он, конечно же, считает), то должен отдать все силы для того, чтобы она была создана. Ведь без Поместной Церкви, согласно тезисам нынешнего истеблишмента державы, невозможно существование патриотической процветающей Украины. И если в нашей стране остались еще некоторые проблемы, то это все только от того, что мы до сих пор живем без этой замечательной структуры.

Однако, несмотря на многочисленные заявления и публикации в прессе, Маркиян все же довольно смутно представлял себе - что же это такое, проект Поместной Церкви по-украински, кто и для чего его лоббирует, отличается ли он от признанных в православном мире Поместных Автокефальных Церквей и что может изменить в жизни обычного верующего украинца.

Для начала Маркиян, наделенный от природы редкой любознательностью, решил выяснить - что подразумевают под Поместной Церковью во всем православном мире.

Нырнув в Интернет и обложившись специальной литературой, наш герой выяснил, что Кафолическая Православная Церковь, которую еще называют Вселенской, в мире одна. Она делится на Автокефальные Поместные Церкви. Те в свою очередь делятся на епархии, епархии - на приходы.

Существуют и другие единицы административно-территориального деления Церкви: экзархаты, митрополичьи округи, а также автономные Церкви, одной из которых и является Украинская Православная Церковь. Однако для обычного верующего это деление малозаметно, поскольку вероучение во всех православных Церквях одно.

Кстати, Маркиян с удивлением узнал, что границы большинства Поместных Церквей вовсе не совпадают с политическими границами государств. Так, например, выяснилось, что Константинопольский патриархат имеет приходы сразу на нескольких континентах, Александрийская Церковь окормляет всю современную Африку, а Антиохийский Патриархат включает в себя страны Ближнего Востока, часто имеющие между собой весьма непростые отношения.

Таким образом, Поместная автокефальная Церковь - часть Вселенской Церкви, признанная другими Церквями, которая распространяет свое служение на определенную территорию (не обязательно на страну). Она самостоятельна в управлении, но не в вероучении, поскольку церковные правила (каноны) остаются неизменными и обязательными для всех без исключения Церквей уже более 1 500 лет.

Маркиян выяснил, что между всеми православными Церквями существует молитвенное и евхаристическое общение, все члены Кафолической Церкви признают таинства друг друга. В обычной жизни это означает, что, если украинец крещен в УПЦ, он может свободно исповедоваться и причащаться в любой православной церкви мира.

Совсем другая ситуация, если украинца «крестили» в одной из организаций, которые в православном мире церквями не считают - УПЦ КП или УАПЦ. Он может ездить в паломничества в Иерусалим или Афон, может прикладываться там к иконам и мощам святых, но к церковным таинствам его никто не допустит. Причем не допустят не только в ужасном «Мордоре», но и в любой другой Поместной Церкви, в том числе и в надежде всех украинских патриотов - «матери-Церкви» Константинополе. И вовсе не потому, что агенты «русского мира» коварно действуют во всех уголках вселенной. Не существует никаких заговоров антиукраинских сил. Все проще - согласно учению Церкви, все, кто от этой Церкви отказался, не могут быть допущены к ее таинствам до принесения покаяния.

Внимательно изучив все тезисы и заявления о Поместной по-украински, дворник Маркиян с удивлением осознал, что под Поместной Церковью у нас в стране понимают нечто совсем иное, чем во всем православном мире. Что создание Поместной в Украине - это совместный политико-коммерческий проект УПЦ КП, украинской власти и нескольких человек, громко называющих себя «автокефальным крылом УПЦ».

Почему именно бизнес и политика? Просто потому, что заявления представителей каждой из этих групп, при всем их патриотическом пафосе, не совпадают не только с мнением Вселенской Церкви, но и с реальной действительностью. Да что там с действительностью, даже друг с другом и просто со здравым смыслом. Зато создание этой структуры полностью отвечает их глобальным интересам.

Киевский патриархат

Схема создания Поместной в Украине проста и эффектна - «отцепить» УПЦ от Московского Патриархата, получить от Константинополя признание УПЦ КП, «объединить» их в одну структуру, «отцепить» ее уже от Константинополя и получить автокефалию. Казалось бы - ничего сложного, если бы не одно «маленькое» «но».

В свое время любимый дворником Маркияном поэт Пушкин писал: «В одну телегу впрячь не можно коня и трепетную лань» .

Украинская Православная Церковь является частью Вселенской Церкви посредством канонической связи с Русской Поместной Церковью.

Совсем иная ситуация с УПЦ КП. Все время, пока существует эта структура, сохраняется ее игнорирование и бойкот со стороны Кафолической (Вселенской) Церкви. И нет никаких признаков того, что ситуация способна как-то измениться без изменения сознания членов этой организации. Для Церкви Киевский патриархат - лишь один из случаев расколов и ересей, которые в двухтысячелетней истории Православия время от времени возникали и исчезали в никуда. И мотивы подобных расколов всегда одни и те же - гордость, жажда власти и денег.

Но вот уже 25 лет часть украинцев этой Вселенской Церкви не верят. Зато они верят спикерам УПЦ КП, которые все эти годы поясняют патриотам игнорирование своей структуры мировым православием то происками «русского мира», то непростой геополитической ситуацией, а то и просто в стиле «надо еще чуть-чуть подождать».

Но в ситуации, когда время идет, а признания нет, приходится следовать известным заветам немецких пропагандистов, утверждавших: «Рядовые люди скорее верят большой лжи, нежели маленькой» .

Таким образом, появилась идея позиционировать Киевский патриархат не просто как «українську церкву» (в противовес «москальской» УПЦ), а назначить ее сразу владычицей морской Поместной Автокефальной Церковью, т.е. равной всем Поместным Церквям.

Дворник Маркиян решил исследовать, как именно Киевский патриархат аргументирует свои претензии на «Поместность» своей структуры, и обнаружил удивительную вещь - в медиа-пространстве одновременно сосуществуют абсолютно разные заявления руководства УПЦ КП на эту тему. При этом они настолько противоречат друг другу и просто здравому смыслу, что, казалось бы, не заметить этого невозможно.

Возможно, иерархи УПЦ КП не очень высокого мнения о способностях украинцев к логическому мышлению, или в народе доверие к людям в церковных облачениях настолько высоко, что они продолжают им верить даже тогда, когда, казалось бы, верить абсурдно. Сказать наверняка сложно. Потому просто приведем найденные Маркияном четыре самых популярных высказывания лидеров Киевского патриархата на тему поместности.

Киевский патриархат вскоре будет признан как Поместная Церковь


Киевский патриархат уже является Поместной украинской Церковью


Задание Вселенского Патриарха - признать Киевский патриархат и принять его в общение со всем мировым православием

>

Наш главный герой всегда уважал логику. Потому вполне закономерно, что он сделал из этих заявлений два очевидных вывода:

  • если Киевский патриархат только стремится стать Поместной церковью, то в данный момент он таковой быть не может по определению;
  • если Киевский патриархат стремится к признанию со стороны мирового православия, значит, тем самым он подтверждает, что сейчас он не признан, а соответственно - Церковью не является. Следовательно, и все нынешние «таинства» этой структуры в действительности таинствами быть не могут.

Возможно, поклонники Киевского патриархата тоже читают эти строки, потому предлагаем им поразмыслить над выводами Маркияна. А мы пока перейдем к его анализу заявлений на тему Поместной Церкви украинской власти.

Украинская власть

С победой Евромайдана резко активизировались усилия власти по созданию структуры Поместной Церкви. Причина, по словам президента Порошенко, - «помочь единению страны» . Что ж, объединение страны - дело благородное, хотя и в непосредственные задачи Церкви не входит.

Но вот только есть в этом одна странность. Маркиян с удивлением обнаружил, что Церковь, которая способна «помочь единению страны», в Украине давно существует, и это - Украинская Православная Церковь. Ее епархии и приходы действуют по всей территории страны, включая Крым и непризнанные республики Донбасса. Однако использовала ли власть этот грандиозный ресурс для объединения украинцев? Нет, не использовала, да, похоже, и не собиралась.

Более того, УПЦ упрекают в том, что она не отозвала своих священников с неподконтрольных украинским властям территорий. В частности, директор департамента Минкульта по делам религий Андрей Юраш в свое время потребовал, чтобы УПЦ перенесла четыре своих епархиальных центра с неподконтрольной украинским властям территории Донбасса и тем самым доказала бы свою «патриотичность».

Кстати, Маркиян решил проанализировать, какими правами обладает УПЦ, и сравнить их с теми возможностями, которые дает статус Автокефальной Поместной Церкви.

Итак, Поместная Церковь имеет право:

  • самостоятельно выбирать своего предстоятеля и епископат;
  • канонизировать святых;
  • составлять новые чинопоследования и песнопения;
  • варить святое миро.

Парадоксально, но УПЦ имеет все перечисленные права, кроме последнего. Однако некоторые Церкви, имеющие статус Поместных (например, Польская и Элладская), также не имеют своего святого мира, а получают его от Церкви, от которой получили статус автокефалии!

То есть получается, что в Украине уже существует Церковь, которая:

  • признана мировым православием;
  • объединяет ВСЮ территорию Украины;
  • уже обладает почти всеми реальными правами Поместной Церкви.

Но при этом украинская власть ее игнорирует, а активно лоббирует создание структуры, которая вряд ли будет обладать хотя бы одним из этих качеств.

Так где же логика? Ведь налицо явный контраст между заявленными тезисами и объективной действительностью.

Впрочем, что, если допустить немыслимое? Что, если власти не нужна настоящая Церковь, зато нужна послушная религиозная организация, которая бы эту власть поддерживала безоговорочно и во всем, а также ретранслировала эту поддержку своим прихожанам? В первую очередь - в курсе на националистическую идеологию. Тогда все сходится. УПЦ КП дает власти безмерную поддержку, власть УПЦ КП - привилегированный статус придворной церкви.

Все как в басне Крылова:
«За что́ же, не боясь греха,
Кукушка хвалит Петуха?
За то, что хвалит он Кукушку».

Автокефальное крыло

Еще одна группа, вернее группка, лоббирующая проект Поместной по-украински, - несколько человек из среды УПЦ. Она крайне малочисленна, но очень активна в медиапространстве. В первую очередь речь идет о митрополите Александре Драбинко и протоиерее Георгии Коваленко. Еще совсем недавно они занимали в структуре УПЦ самые высокие должности. Коваленко был спикером Церкви, а владыка Александр - главой комиссии, созданной для временного управления Киевской епархией (в период болезни Блаженнейшего Владимира). Многие утверждали, что в этот период митрополит Александр Драбинко фактически руководил УПЦ.

По странному стечению обстоятельств, в эти благополучные времена и о. Георгий, и владыка Александр часто посещали Москву, были вполне довольны каноническим статусом УПЦ, как автономной церкви, и об автокефалии не упоминали. Точно так же разделяли они позицию Церкви о необходимости покаяния раскольников (УПЦ КП) для их возвращения в православие. Митрополит Александр даже в свое время написал известный труд, посвященный этой проблеме: «Почему раскольнические группировки в Украине называются неканоническими».

В нем он характеризовал УПЦ КП следующим образом:
«Киевский Патриархат, лишенный благодатных даров Святого Духа, Который из поколения в поколение передается через преемственность от апостолов, стал на путь превращения в неопротестантскую секту с внешним лицедейским сохранением православного обряда… И пустыми являются слова М. Денисенко, который напрасно вселяет надежду своим последователям о признании в будущем “КП” - равноправной Церковью-сестрой в семье Православных Церквей, поскольку здесь речь идет не о признании самостоятельности, автокефальности, а о признании церковности как таковой» .

Но это было раньше. Сейчас владыка Александр - лишь викарный епископ да еще настоятель прихода на окраине Киева. Радикально изменилась и его риторика относительно возможного объединения с «неопротестантской сектой» (УПЦ КП). Она стала более «демократичной»:

«В Украине есть миллионы сторонников автокефалии… Понятно, что никто ни с каким покаянием, так, как его понимают определенные представители нашего священноначалия, не придет и на коленях вымаливать прощение не будет. Стоит понять, что поместную Церковь надо делать каким-то другим путем ».

О. Георгий Коваленко вообще публично отказался от родной церкви. Сейчас он регулярно участвует в ток-шоу вместе с главой УПЦ КП Филаретом и журналистами, поливающими УПЦ грязью.

Конечно, нашего Маркияна не могло не удивить странное совпадение - утрата этими священниками высоких должностей и резкая смена собственных взглядов.

Однако, учитывая то, что на сегодняшний день в среде лоббистов Поместной эти священники - одни из немногих, кто не утратил свой канонический статус, едва ли их «переобувание» случайно и они не рассчитывают занять в новой структуре «подобающие» места.

Выводы

Обычный среднестатистический украинец, внимательно и непредвзято проанализировав заявления и мотивы сторонников Поместной по-украински, легко может прийти к выводу, что эта структура никаких позитивных изменений православным не несет. А вот негативных - сколько угодно. В то же время у каждой из представленных групп ярко прослеживается личная заинтересованность в этой организации.

Все мы с детства помним сказку Ганса Кристиана Андерсена о голом короле, который гордо прогуливался среди народа в воображаемой одежде. Хитрые мошенники-портные, получив свое золото, заверили его, что сшили одежду из ткани, которую способны видеть лишь люди умные. В результате и король, и придворные делали вид, что восхищаются красотой несуществующих нарядов, боясь показаться дураками. А правду смог озвучить лишь маленький мальчик, сказав ставшую крылатой фразу: «А король-то голый»!

В православной Украине уже 25 лет происходит то же самое, только слово «глупость» заменили словом «патриотизм». Множество людей, боясь показаться непатриотичными, посещают храмы с «голыми» пастырями с воображаемой верой и благодатью.

Сейчас эти пастыри вместе со своими портными хотят «пошить» свою воображаемую одежду для всех украинцев. Голос Вселенской Церкви для многих из них не авторитет. Однако, если не верить Церкви, кто же тогда должен произнести фразу «А король-то голый» так, чтобы его услышали?!

Единая по существу Вселенская Православная Церковь состоит из 15 Поместных Православных Церквей. Каждая из Поместных Церквей имеет административную независимость (автокефалию) от других и возглавляется собственным Предстоятелем - патриархом, архиепископом или митрополитом. Главой всей Вселенской Церкви является Господь Иисус Христос.


Назва-ние церк-ви Осно-ва-ние Пред-сто-я-тель Глав-ный го-род Кален-дарь Язы-ки бо-го-слу-же-ния
1. Кон-стан-ти-но-поль-ская Пра-во-слав-ная Цер-ковь 381 год; пат-ри-ар-хат с 451 года пат-ри-арх Вар-фо-ло-мей Стам-бул но-во-юли-ан-ский гре-че-ский, на-цио-наль-ные язы-ки
2. Алек-сан-дри-йская Пра-во-слав-ная Цер-ковь I в. (ап. Марк); пат-ри-ар-хат с 451 г. пат-ри-арх Фео-дор II. Алек-сан-дрия но-во-юли-ан-ский гре-че-ский, араб-ский, на-цио-наль-ные язы-ки Афри-ки, ан-глий-ский и аф-ри-ка-анс
3. Антио-хий-ская Пра-во-слав-ная Цер-ковь I в. (апп. Петр и Павел); пат-ри-ар-хат с 451 г. пат-ри-арх Иоанн Х Дамаск но-во-юли-ан-ский араб-ский
4. Иеру-са-лим-ская Пра-во-слав-ная Цер-ковь I век; пат-ри-ар-хат с 451 года пат-ри-арх Фео-фил III Иеру-са-лим юли-ан-ский гре-че-ский и араб-ский
5. Рус-ская Пра-во-слав-ная Цер-ковь 988 г. – Киев-ская мит-ро-по-лия в со-ста-ве Кон-стан-ти-но-поль-ской Церк-ви; ав-то-ке-фа-лия с 1448 г. пат-ри-арх Кирилл Москва юли-ан-ский цер-ков-но-сла-вян-ский, на-цио-наль-ные язы-ки
6. Гру-зин-ская Пра-во-слав-ная Цер-ковь I в. (апп. Андрей и Симон); 457 г. - ав-то-ке-фа-лия от Антио-хий-ской Церк-ви пат-ри-арх Илия II Тби-ли-си юли-ан-ский ста-ро-гру-зин-ский
7. Серб-ская Пра-во-слав-ная Цер-ковь IV в.; 1219г. - ав-то-ке-фа-лия от Кон-стан-ти-но-поль-ской Церк-ви пат-ри-арх Ири-ней Бел-град юли-ан-ский цер-ков-но-сла-вян-ский и серб-ский
8. Румын-ская Пра-во-слав-ная Цер-ковь IV в.; 1885г.- ав-то-ке-фа-лия от Кон-стан-ти-но-поль-ской Церк-ви пат-ри-арх Дани-ил Буха-рест но-во-юли-ан-ский ру-мын-ский
9. Бол-гар-ская Пра-во-слав-ная Цер-ковь 865 г.; 919 г. - ав-то-ке-фа-лия от Кон-стан-ти-но-поль-ской Церк-ви пат-ри-арх Нео-фит София но-во-юли-ан-ский цер-ков-но-сла-вян-ский и бол-гар-ский
10. Кипр-ская Пра-во-слав-ная Цер-ковь 47 г. (ап. Вар-на-ва) ар-хи-епи-скоп Хри-зо-стом II Нико-сия но-во-юли-ан-ский гре-че-ский
11. Эллад-ская (Гре-че-ская) Пра-во-слав-ная Цер-ковь I в. (ап. Павел); 1850 г. - ав-то-ке-фа-лия от Кон-стан-ти-но-поль-ской Церк-ви ар-хи-епи-скоп Иеро-ним II Афи-ны но-во-юли-ан-ский гре-че-ский
12. Албан-ская Пра-во-слав-ная Цер-ковь X в.; 1937 г. - ав-то-ке-фа-лия от Кон-стан-ти-но-поль-ской Церк-ви ар-хи-епи-скоп Ана-ста-сий Тира-на но-во-юли-ан-ский ал-бан-ский, гре-че-ский и ару-мын-ский (влах-ский)
13. Поль-ская Пра-во-слав-ная Цер-ковь X в.; 1948 г. - ав-то-ке-фа-лия от Рус-ской Церк-ви мит-ро-по-лит Сав-ва Вар-ша-ва юли-ан-ский поль-ский, цер-ков-но-сла-вян-ский, укра-ин-ский, в Бра-зи-лии - пор-ту-галь-ский
14. Пра-во-слав-ная Цер-ковь Чеш-ских зе-мель и Сло-ва-кии IX в. (свв. Кирилл и Мефо-дий); 1951 г. - ав-то-ке-фа-лия от Рус-ской Церк-ви мит-ро-по-лит Рости-слав Пре-шов юли-ан-ский, гри-го-ри-ан-ский цер-ков-но-сла-вян-ский, чеш-ский, сло-вац-кий
15. Пра-во-слав-ная Цер-ковь в Аме-ри-ке 1970 г. - ав-то-ке-фа-лия от Рус-ской Церк-ви мит-ро-по-лит Тихон Вашинг-тон но-во-юли-ан-ский ан-глий-ский

В Православии в церковно-административной практике существует феномен деления на отдельные, независимые, самостоятельные, или автокефальные (поместные) Церкви, которые, в свою очередь, отнюдь не являются другими, противоположными, или неправославными. Напротив, все они тождественны друг другу, будучи отделены не идейно (вероучительно), а лишь территориально, регионально, административно. Каждая поместная Православная Церковь, возглавляемая своим предстоятелем, заключает всю полноту Единой Вселенской Православной Церкви.

Такая традиция сложилась еще в Древней Церкви, в первые века христианства. В этой связи целесообразно обратиться к основаниям деления на поместные Церкви.

Основания деления Единой Вселенской Православной Церкви на поместные можно разделить на три группы:

1. Основания, зафиксированные в Священном Писании . Согласно евангельскому повествованию, Иисус Христос повелел святым апостолам научить все народы и призвать их в Церковь (Мф. XXVIII, 19 – 20). Апостолы, исполненные Духа Святого, разошлись по всей известной им территории Средиземноморья, Балкан, Азии и вели проповедь на многих языках (Деян. II, 4, 9 – 11). Свою проповедническую деятельность они разделили между собой по различным территориям, вследствие чего святой апостол Петр считается прежде всего апостолом евреев, святой апостол Павел – просветителем греков, святой апостол Фома – персов и индийцев.

Проповедуя Евангелие в различных странах, апостолы основывали региональные (поместные) Церкви, входившие в организм Единой Церкви. В моноэтнических местностях апостолы основывали Церковь из одного народа, службы в которой велись на языке этого народа, в местах же, где преобладало полиэтническое население, основывалась многонациональная Церковь. Одна из первых церквей, основанных апостолами, состояла из людей одной нации - это Церковь в Иудее, после этого из христиан одной национальности были основаны Церкви в Индии, Эфиопии, Галлии, а из смешанного христианского населения – в Антиохии, Риме, Коринфе. В апостольских посланиях мы находим упоминания названий отдельных Церквей – Асийские (1 Кор.XVI, 19), Македонские (2 Кор.VIII, 1), Галатийские (Гал. I, 2; 1 Кор. XVI, 1), Филиппийская (Флп. I, 1), Кенхрейская (Рим. XVI, 1) и др.

Основывая поместные Церкви в различных странах, апостолы ставили в их главе пастырей - предстоятелей, которым предоставлялись широкие права: управлять этими Церквами, самостоятельно руководить их внутренней жизнью с учетом местных особенностей, традиций и условий. Таким образом, сами апостолы утверждали Церкви с самостоятельным управлением. Свидетельством того, что уже во время апостолов таких Церквей было достаточно много, являются заключительные слова апостола Павла в послании к Римлянам: «Приветствуют вас все Церкви Христовы» (Рим. XVI, 16).

2. В связи с тем, что в первых трех главах Апокалипсиса указываются поименно семь Асийских Церквей (в Ефесе, Смирне, Пергаме, Фиатире, Сардисе, Филадельфии и Лаодикии), т. е. расположенных на территории Малоазийского полуострова, можно прийти к выводу, что основанием для такого деления Церквей служило административное деление Римской империи. Обширные церковные области названы именем целых округов (например, Церкви Асийские), меньшие – именем провинций (например, Церкви Македонские). Управление отдельными Церквами было сосредоточено в главных городах округов или провинций, где находились епископские кафедры.

3. Канонические основания деления на поместные Церкви , содержащиеся в правилах апостольских, Вселенских и Поместных Соборов). Например, 34-е апостольское правило говорит об административной самостоятельности поместных Церквей. Аналогичная мысль выражена в 9-м правиле Антиохийского собора: дела поместной Церкви должны решаться ее епископатом во главе с первым епископом. 6-е правило Второго Вселенского Собора, говоря о случаях обвинений в адрес епископов или доносам на них, предписывает представлять обвинителям «свои обвинения всем епископам области», что также говорит о совместном решении всего епископата в делах своей местной церкви.

2-е правило Второго Вселенского Собора запрещает всем поместным Церквам простирать свою власть «на Церкви за пределами своей области».

Таким образом, правила Вселенской Церкви защищают неприкосновенность поместных Церквей, не допускают вмешательства одной поместной Церкви во внутренние дела другой.

В первохристианские времена поместные Церкви, имея свою иерархию, не зависели друг от друга в плане своего внутреннего устройства и управления. Со временем такие независимые Церкви стали называться автокефальными.

Автокефальная Церковь – это Церковь, имеющая своего предстоятеля, свои органы управления, независимые от другой власти. Иначе говоря, это независимая, самоуправляющаяся Церковь 1 .

Автокефалия (независимость) поместных Православных Церквей как частей Единой Вселенской Христовой Церкви не абсолютна, а зависит от характера сфер их деятельности. Поэтому рассмотрим, что является общим, единым, связующим для всех поместных Церквей, и в чем поместные Церкви могут быть самостоятельны.

Единым (общим) для всех поместных Церквей является:

    Догматическое учение. Христос Спаситель принес на землю истину православного вероучения. Отсюда именно Церкви принадлежит право свято хранить, выражать и толковать Богооткровенную истину, никаким образом не изменяя сущность веры и истины;

    Каноническое учение, вытекающее из основ вероучительных. К области канонического учения относятся: правила апостольские, правила Вселенских Соборов, правила десяти Поместных Соборов и правила святых отцов.

Вместе с тем каноны не являются догматами. Следовательно, каждая поместная Православная Церковь, не нарушая единого догматического учения, может издавать свои законы в определении своего устройства и управления (например, таковыми являются Уставы (Положения) поместных Православных Церквей).

Требуя полного единства в вопросах веры и догматики, каноны предоставляют поместным Церквам полную свободу в административной сфере. Самостоятельность поместных Церквей выражается в следующем:

    Церкви свободны в сфере богослужения (в освящении для себя св. Мира, в канонизации своих святых, составлении и введении в употребление новых песнопений и др.);

    Поместные Церкви обладают полной самостоятельностью в области суда;

    Поместные Церкви вправе созывать свои Соборы (Поместные Соборы);

    Каждая поместная Церковь может явиться инициатором созвания Вселенского Собора.